Велосипед — любимое транспортное средство нашего детства. Если у вас не было в детстве велосипеда, то нам очень вас жаль. Но велосипед не так прост, как кажется. И, став взрослым, вы наверняка сможете оценить все прелести перемещения на велосипеде. Если до сих пор этого не сделали. А наша очередная подборка интересных фактов про велосипед, надеемся, поможет вам в этом.
Велосипед и ваше время
1.) Очень часто велосипед поможет вам добраться до нужного места гораздо быстрее, чем вы сможете сделать это чем на автомобиле или общественном транспорте. Особенно, если речь идет о перемещении на короткие и средние дистанции по городу в часы пик.
2.) Исследователи Университета Северной Каролины (США) выяснили. Люди, которые проезжают на велосипеде по 30 минут в день пять дней в неделю, в году проводят время на больничном в среднем в два раза меньше, чем те, кто перемещается на автотранспорте.
3.) С велосипедом вам не нужно тратить уйму времени на поиск подходящей парковки. Ведь велосипед можно просто пристегнуть к забору, дереву или к специальной велопарковочной стойке. Ну, или в крайнем случае, — забрать с собой в помещение.
Велосипед и здоровье
Как вы наверняка можете догадаться, занятия любительским велоспортом, как и любая другая умеренная физическая активность, благотворно сказывается на вашем здоровье. Но давайте посмотрим, что конкретно удалось установить ученым.
4.) Британский Фонд Сердца (ох уж эти британские ученые!) предоставил такие результаты своих исследований. Если проезжать на велосипеде всего лишь 30 км в неделю, риск сердечно-сосудистых заболеваний снизится в два раза. Сравнительно с теми, кто ведет малоактивный образ жизни.
30 км. — это ничтожное расстояние, которое можно неспешно проехать за час-полтора. По оценкам фонда, физическая активность, великолепным примером которой и является велосипед, может помочь избежать около 10 тысяч смертельных сердечных приступов в год (для Англии).
5.) Велосипед гораздо безопаснее для вашего организма, чем бег трусцой. Бег дает постоянную ударную нагрузку на ваши суставы, позвоночник и внутренние органы. Особенно это неприятно, если вам уже далеко за 20 лет. Велосипедом же можно безопасно начинать заниматься даже в 100-летнем возрасте. Если посчастливится дожить до него в здравом уме и при бодром теле.
6.) Американский Фонд здорового отдыха собрал такую статистику. Среднестатистический американец сбрасывает около пяти с половиной килограмм за первый год поездок на работу на велосипеде.
7.) Объем легких людей, постоянно передвигающихся на велосипеде больше не только по сравнению с легкими среднестатистического человека, но даже сравнительно с представителями других видов спорта. Профессиональные велосипедисты имеют объем легких 8 литров сравнительно с 6 литрами человека, ведущего пассивный образ жизни.
Система кровообращения у профессиональных велогонщиков также адаптирована к повышенному потреблению кислорода организмом. Всасывающая способность легких, уровень и качество гемоглобина в крови, тренированное сердце — все это позволяет прокачивать по организму до 7 литров кислорода в минуту вместо 3-4 литров у обычных людей.
Экономичный велосипед
8.) Содержание и уход за велосипедом среднего класса стоит примерно в двадцать раз дешевле, чем чем содержание автомобиля среднего класса.
9.) На одном автомобильном паркоместе можно разместить до 20 обычных велосипедов и до 42 складных.
10.) Парадокс: богатые англичане в среднем в 2,5-3 раза больше ездят на велосипеде, чем бедняки. А вот бедняки предпочитают общественный транспорт.
11.) При езде на велосипеде со средней скоростью 20-25 км./ч. наш организм в среднем сжигает около 600 калорий за час. При этом нам нужно потратить одинаковое количество энергии, чтоб ехать на велосипеде в три раза быстрее, чем если идти или бежать.
История велосипеда
12.) Первый в мире велосипед был сконструирован немецким механиком бароном Карлом фон Дрезом в 1818 году. Правда сейчас то, что создал барон, мы называем не велосипедом, а велобегом. У него не было педалей, а в движение средство приводилось, отталкиваясь ногами от земли.
13.) Изобретение фон Дреза европейцам понравилось и все стали думать над его усовершенствованием? В 1840-м году шотландец Кирпатрик Макмиллан добавил к заднему колесу жестко закрепленные на его оси педали. Можно лишь представить, как приходилось изворачиваться велосипедисту, чтоб крутить их и одновременно управлять рулем, тянувшимся от переднего колеса.
14.) Надувные велошины были придуманы англичанином Томпсоном в середине 1840-х годов. Но наладить их массовый выпуск не получилось из-за несовершенства тогдашних технологий. Из-за этого еще в 1880-х годах велосипедисты продолжали отбивать себе мягкие места на бесшинных велосипедах.
15.) Вы видели когда-нибудь на старых картинках изображение смешных велосипедов с огромным передним и маленьким задним колесом? Возможно, вам будет интересно узнать, что в народе они назывались «Пенни-фартинг». Дело в том, что соотношение размера колес было похожим на соотношение диаметров этих английских монет.
16.) В 1884-87 годах некий Томас Стивенс совершил кругосветное путешествие на велосипеде. Сделал он это на том самом «Пенни-фартинге», к тому же лишенном резиновых шин.
17.) В 1900-м году колеса велосипеда наконец сравнялись между собой в размере. Человечество получило велосипед, близкий по форме к тому, который мы знаем сегодня.
18.) В 2005 году английские социологи проводили опрос: какое техническое изобретение человечества за период с 1800 по 2005 годы англичане считают самым выдающимся? Удивительно, но изобретение велосипеда стало абсолютным лидером. Оно было названо респондентами намного чаще, чем создание интернета, двигателя внутреннего сгорания и целый ряд других изобретений вместе взятых!
19.) В русском языке давно и прочно закрепилось идиоматическое выражение «изобретать велосипед», означающее попытки выдумать что-то, что на самом деле давно уже было придумано.
Велосипедная статистика
20.) По состоянию на 2017 год в мире насчитывалось более одного миллиарда велосипедов. Почти половина из них — около 500 миллионов ездят по дорогам Китая. А ведь впервые велосипед попал в Китай лишь в начале 20-го века.
21.) Автомобилей и мотоциклов в мире примерно в два раза меньше, чем велосипедов. А мировая велопромышленность ежегодно выпускает более 50 миллионов новых веломашин «против» 20 миллионов мотобайков и авто.
22.) В США повседневно пользуется велосипедами только 1% жителей. В Италии — 5%. В Нидерландах — 30%. В Дании 90% жителей старше 16 лет имеют собственный велосипед.
23.) В среднем половина деталей, из которых собран велосипед — это звенья его цепи.
Велосипедные рекорды
Человек не будет человеком, если любое свое занятие не превратит в соревнование. И не попытается установить какой-нибудь рекорд. Велосипед — не исключение. Логично, что для транспортного средства наиболее частыми рекордами стали рекорды скорости.
24.) Первый скоростной рекорд езды на велосипеде установил велосипедист Чарльз Мерфи в далеком 1899-м. Правда его нельзя назвать рекордом в чистом виде. Ведь для разгона Мерфи использовал не силу ног, а паровоз. Тем не менее, рекорд был зафиксирован. Велосипедист и велосипед разогнались тогда до скорости 100,2 км./ч.
25.) Почти через что лет, в 1995 году, велосипедист Фред Ромпельберг из Нидерландов установил рекорд скорости, используя силу ног и максимальные передаточные числа велотрансмиссии: 268,8 км./ч.! Правда и тут не обошлось без небольшой хитрости. Для преодоления сопротивления воздуха перед спортсменом по идеально гладкому дну высохшего соляного озера двигался гоночный автомобиль для драг-рейсинга.
Авто рассекало воздух, образуя за собой воздушный мешок. Велосипедисту оставалось лишь бороться с силой механического трения в самом велосипеде. Впрочем, стоит отметить, что на момент установления рекорда, Ромпельбергу было уже за 50.
26.) 210,4 км./ч. — до такой скорости удалось разогнать свой горный велосипед на заснеженном склоне австрийцу Маркусу Штоклу в 2007-м. На этот раз помогал спортсмену лишь естественный уклон и ровность склона, но никаких технических ухищрений им использовано не было.
27.) Наконец абсолютным чемпионом по разгону транспортного средства, относимого к классу велосипедов, стал Франсуа Жисси из Франции. Почему я так мудрено назвал его велосипед? Потому что формально, по наличию руля, рамы, цепи, «звездочек» и педалей под ногами у гонщика, это все же велосипед.
Правда к нему прикреплен специально сконструированный реактивный двигатель, похожий на большой огнетушитель. На таком хитроумном велосипеде в 2014-м гонщику удалось разогнаться до фантастической скорости в 333 км./ч. Увы, в мае 2018 года велосипедист-экстремал погиб при попытке установления нового рекорда в 400 км./ч. На скорости 300 км./ч. он слетел с трассы и медики оказались бессильны.
28.) Рекорд суточного побега на велосипеде принадлежит американцу Майклу Сикресту. Он проехал на велосипеде 1958,572 км.
29.) Скоростные рекорды для велосипедистов характерны, но иногда велосипед может похвастать и другими необычными достижениями. Так самый маленький в мире взрослый велосипед, на котором можно ехать, имеет колеса, сделанные из серебряных долларовых монет.
30.) Рекорд цены, запрашиваемой за велосипед, поставила компания Aurumania. Так они изготовили лимитированную партию из десяти велосипедов модели «Crystal Edition», покрытых 24-каратным золотом и инкрустированных 600-ми кристаллами Сваровски. Не удивительно, что стоимость каждого такого велосипеда составила $100 тыс.